Применение бортовых камней (поребриков)

Любые дорожно-строительные или ландшафтные работы связаны с четким выделением зон различного назначения. Проезжая часть обязательно отделяется от тротуара, газон от дорожки, а оформляют такое разделение бетонные камни. Они стали привычными настолько, что тротуар, не отделенный от проезжей части, представляется «недоделанным».

Существует три основных причины, которые делают использование ограничивающих камней обязательным:

  • Первая – практическая. Тротуарный поребрик представляет собой отличный упор для асфальтового покрытия, тротуарной плитки или брусчатки, который не дает возможности расползания или размыва основания покрытия.

  • Вторая – безопасность. Пешеходам подается сигнал, что начинается проезжая часть, а для машин высокий поребрик создает преграду, не позволяющую случайно выехать на тротуар и нанести вред пешеходам.

  • Третья – чисто эстетическая (укладка бордюров придает улице целостность).

Существующее разночтение в названиях говорит не о различном предназначении изделий, а о способе укладки ограничивающего камня. Так, при образовании ступеньки (разница по высоте между двумя поверхностями) говорят, что установлен поребрик бордюрный, а вот разделение двух поверхностей в одном уровне можно выполнить, только уложив дорожный бордюр.

Виды и характеристики

Основная форма, которую имеет стандартный бетонный поребрик – параллелепипед, но на заказ, например для ограждения скругленных участков дороги или оформления клумб, он может иметь криволинейную форму. Также существуют различия в форме скоса:

  • плавные или прерывистые уширения;
  • въездные срезы;
  • со встроенным лотком.
  • Производство бордюров строго соответствует нормативным требованиям ГОСТ 6665-91 по габаритам, отступление от которых возможно лишь по отдельным параметрам.

    Стандартная длина бетонного изделия – 0,5, 1, 3 и 6 метров (обязательное требование к последним – армирование), ширина – 15-20 см, высота – от 20 до 60 см. Все эти параметры обязательно присутствуют в маркировке. Например, БР 100.30.15 означает, что этот бордюр рядовой, имеет длину 1 метр, высоту 30 см, ширину 15 см, в основном используется для отделения внутренней части тротуара от газонов. В отдельных случаях к параметрам добавляется радиус кривизны. Выполненный по гост поребрик должен быть прочным, обладать трещиностойкостью, устойчивостью к механическим повреждениям, климатическим условиям (повышенная морозостойкость и минимальное водопоглощение). На дорожный бордюр цена напрямую зависит от его размера и способа изготовления.

    Основные виды бортовых камней зависят от их функционального назначения:

 

  • дорожные – ограничивают дорожное полотно, отвечают за сохранение целостности основания и покрытия, имеют большие размеры, обязательное армирование, и производятся из тяжелых бетонов;

  • тротуарные – бордюр тротуарный имеет компактные размеры, используется для оформления внутриквартальных проездов, пешеходных дорожек в парках, тротуаров;

  • садовые – поребрик из бордюрного камня выполняет в основном декоративно-защитную функцию, отличается малыми размерами, формой и разнообразием цветовых решений.

    Для городского хозяйства основным параметром при выборе изделий являются его технические характеристики, а обычный потребитель или ландшафтный дизайнер, прежде чем купить поребрик, обращает внимание на эстетическую составляющую. Поэтому в основной массе данное изделие имеет серый (нейтральный) цвет, но современные технологии позволяют добавлением специальных пигментов создавать довольно широкую цветовую гамму. Соответственно, установленная на него цена зависит как от размеров и формы изделия, так и от наличия окраса.